ВСЕ О ТОВАРНОМ ЗНАКЕ


Товарный знак - не просто, как принято считать, лицо товара. Это современный, сильный, действенный инструмент регулирования рынка. Законодательство позволяет с помощью регистрации товарного знака определять авторизованных производителей, поставщиков (дилеров, агентов) продукции, получать лицензионные отчисления от использования товарного знака третьими лицами, вносить права на товарный знак в уставный фонд создаваемых организаций, использовать товарный знак в качестве залога при получении кредитных ресурсов, предъявлять претензии недобросовестным конкурентам, арестовывать контрафактную продукцию и многое другое.

Для того, чтобы этот инструмент работал, необходимо не только иметь креативное обозначение (слово, логотип, изображение и др.), но и грамотно им распорядиться: определить и реализовать эффективную стратегию его охраны для текущих и перспективных рынков товара, выстроить на основе лицензирования и других форм коммерциализации товарного знака алгоритм взаимоотношений с контрагентами, организовать мониторинг использования товарного знака и режим защиты от нарушений.

Мы поможем Вам в решении задачи эффективного управления своими интеллектуальными активами, одним из наиболее значимых в числе которых, безусловно, является товарный знак. 


Что такое Товарный знак, Бренд, Торговая марка ?

Понятия «товарный знак», «бренд», «торговая марка» в обиходе часто употребляют как синонимы.

Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации продукции (товаров, услуг) конкретного производителя среди аналогичной продукции конкурентов. Если обозначение применяется только в отношении услуг, то его принято называть знаком обслуживания. Товарный знак и знак обслуживания имеют одинаковые порядок регистрации, режим охраны и использования. Следует подчеркнуть, что это официальные термины белорусского законодательства, в отличие от "бренда" и "торговой марки".

Подробнее 


Как зарегистрировать товарный знак в Беларуси ?

Национальная процедура регистрации товарного знака регулируется Законом Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон) и включает несколько этапов. Чтобы ее инициировать, белорусскому субъекту хозяйствования необходимо подать заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности. Все действия, связанные с подготовкой заявки, ее подачей и ведением дел с патентным органом вплоть до выдачи охранного документа, могут осуществляться через патентного поверенного, зарегистрированного в Национальном центре интеллектуальной собственности, что и предпочитают многие заявители.

Заявка на регистрацию товарного знака проходит две стадии экспертизы: предварительную (формальную) и экспертизу заявленного обозначения (по существу). Основная задача предварительной экспертизы – проверить правильность составления документов заявки на регистрацию товарного знака, уплату пошлины, откорректировать при необходимости в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг перечень товаров и услуг, указанный в заявке. На стадии экспертизы заявленного обозначения эксперт удостоверяется в его соответствии требованиям статей 4 и 5 Закона (абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака), в том числе в том, не сходно ли данное обозначение с уже зарегистрированными товарными знаками и заявленными обозначениями, обладающими более ранним приоритетом.

Подробнее


Как оформить международную регистрацию товарного знака ? Охрана товарвного знака за рубежом

Обеспечение охраны товарного знака за рубежом - это, прежде всего, вопрос выбора процедуры регистрации. Наряду с национальными регистрациями товарных знаков на территории многих государств действуют международные - по процедуре Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. и Протокола к этому Соглашению от 27 июня 1989 г., а также региональные регистрации (например, товарный знак Европейского союза). 

Национальная процедура регистрации товарного знака предполагает непосредственное обращение белорусского субъекта с заявкой в национальное патентное ведомство государства, в котором испрашивается его охрана. Международная процедура регистрации товарного знака при необходимости обеспечения охраны прав на соответствующий объект одновременно в нескольких государствах предполагается более экономичной и удобной.

К примеру, получение международной регистрации словесного товарного знака сразу в 10 странах с использованием Мадридской системы обойдется по действующим сегодня ставкам патентных пошлин в сумму менее 2000 долларов США, в 50 странах – менее 6000 долларов США. Несложно представить себе степень экономии в сравнении с перспективой обращения за регистрацией товарного знака в каждое из соответствующих национальных ведомств по-отдельности.

Подробнее 


Товарный знак и фирменное наименование

Законодательство разрешает конфликт владельцев фирменного наименования и товарного знака категорично: право на существование в определенном сегменте производства товаров или оказания услуг получает объект с более ранним приоритетом.

Если старше права на фирменное наименование, то его владелец может оспорить в апелляционной инстанции патентного органа или суде действие регистрации товарного знака и добиться признания ее недействительной как воспроизводящей полностью или частично охраняемое на территории Беларуси фирменное наименование. Если старшие права у владельца регистрации товарного знака, то он может запретить его использование на товарах и при оказании услуг, для которых зарегистрировано обозначение. Конкурент в последнем случае будет вынужден сменить либо фирменное наименование, либо сферу деятельности на ту, которая не пересекается с выпуском товаров или оказанием услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак с более ранним приоритетом.

Подробнее 


Товарный знак и географическое указание

Указание происхождения товара может включаться в товарный знак (в том числе в составе элементов  этикетки) как неохраняемый элемент и при понимании того, что другие производители аналогичного товара в той же местности, к которой относится географическое указание, также смогут использовать данное указание при продвижении своей продукции. 

Однако если адрес заявителя (потенциального владельца товарного знака) не соответствует географическому указанию, то в регистрации может быть отказано на том основании, что товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно места изготовления маркированной им продукции.

Если товарный знак непосредственно представляет собой название местности (в обычном шрифтовом исполнении), то в регистрации товарного знака может быть отказано, даже если это название будет соответствовать адресу производителя. В таком случае знак будет истолкован как указывающий на место изготовления товара, т.е. как описательный знак, которому охрана не предоставляется.

Подробнее


Товарный знак и авторские права

Следуя положениям законодательства, у товарного знака нет автора. Однако это не свидетельствует о том, что регистрацией товарного знака не могут нарушаться чьи-либо авторские права. 

Прозаичная ситуация, с которой сталкиваются многие субъекты хозяйствования и которая при невнимательном отношении к авторским правам приводит к конфликтам, имеет место, когда компания заказывает разработку товарного знака (брендбука, фирменного стиля) сторонним дизайнерам, нейминговым компаниям, копирайтерам и иным аналогичным структурам. Проблема скрыта в укоренившейся негативной практике оформлять отношения с разработчиками товарного знака договорами подряда и их аналогами. Такие договоры не предполагают регулирование вопросов перехода авторских прав к заказчику, поскольку это не их предмет. Заказчики же ошибочно полагают, что раз они оплатили разработку знака, то по умолчанию получили и права на него.

Правильный выход в рассмотренной ситуации заключается в том, чтобы предусматривать в договоре на создание (разработку) товарного знака (в том числе и в договорах подряда, если их конструкция импонирует сторонам) условия о распределении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые предполагаются итогом исполнения договора. 

Подробнее